Кожедуб Иван Никитович

Трижды герой Советского союза маршал авиации Кожедуб Иван Никитович

Трижды герой Советского союза маршал авиации
Кожедуб Иван Никитович

Биография Кожедуба

В 1920 году 8 июня в селе Ображеевка, которое относилось к Глуховскому уезду Черниговской губернии, в семье небогатого  крестьянина по фамилии Кожедуб родился мальчик, названный Иваном, будущий герой Советского Союза Кожедуб.  (Дата рождения является официальной, но по некоторым данным Кожедуб И.Н. родился 6 июля в 1922 году). Иван был пятым ребенком, так как в семье уже было четверо детей. Жили в то время люди бедно, отец Ивана работал на фабрике и вел дела по хозяйству вместе со своей женой. Однако, несмотря на тяжелый труд он находил время и силы для чтения  прозы, и поэзии. Приучал сына с детства к трудолюбию и грамоте. Несмотря на строгие протесты и недовольства матери Ивана, отец отправлял сына в возрасте 5-6 лет ночью на охрану колхозных садов. Спустя годы,  когда Иван подрос, он как-то задал вопрос отцу, для чего это было нужно? Ведь в те времена такое явление как «воровство» было крайней редкостью. На что глава семьи ответил: «Я приучал тебя к взрослой жизни».

Юность Кожедуба

Примерно к 6 годам ребенок научился читать и сносно писать. Затем пошел в местную сельскую школу, где и окончил семь классов. Далее поступил в химико-технологический техникум, в городке Шостка. В дальнейшем техникум стал носить имя маршала Кожедуба. После окончания техникума в 1938 году Иван с друзьями решил посетить местный аэроклуб и после первого прыжка с парашютом от увиденного великолепия земли с высоты птичьего полета решил посвятить свою жизнь небу. Примерно через год, научившись управлять тренировочным самолетом, он смог сделать первый вылет в роли пилота. За полтора года до начала войны  Кожедуб поступил в Чугуевское летно-военное училище летного состава, где проходит обучение пилотированию на самолетах УТ-2,УТИ-4 и И-16. В дальнейшем, овладев профессией пилота, остается в этом училище на должности инструктора. Летать не прекращает, и каждый день оттачивает свое мастерство.

Война

Когда началась  вторая мировая война,  Кожедуб Иван Никитович в звании сержанта вместе с училищем эвакуировался в район средней Азии, где более плотно начал заниматься пилотированием истребителей. Дни и ночи он рисовал схемы и приемы воздушного боя. Все, что было нарисовано на бумаге, он старался воспроизвести в небе, добиваясь совершенства и точности.

К концу лета 1942 года Иван Никитович направляется в Москву, где проходили сборы летно-технического состава, откуда по распределению попадает в авиаполк истребителей и перехватчиков №240, где к его величайшему удивлению на вооружении стоял истребитель Ла-5,  самолет по тем временам новый и неизвестный.  Времени на переобучение совсем не оставалось. Осенью 1942 года полк одним из первых защищал небо над Сталинградским направлением. И так как времени для переобучения летчиков на новой боевой машине  Ла-5 не хватало, наши воздушные силы несли большие потери среди летного состава. Кроме этого потери были обусловлены и техническими недоработками новых истребителей.

Истребитель Ла-5 ФН Подарок от колхозника-пчеловода Конева В.В.

Истребитель Ла-5 ФН
Подарок от колхозника-пчеловода Конева В.В.

Первый боевой опыт

Первый боевой вылет  на Ла-5 для наших летчиков был неудачным. На базу вернулся только командир авиаполка майор Игнатий Солдатенко ветеран Испанской войны  и с ним несколько летчиков-истребителей. Среди них  был и Иван Кожедуб. В начале 1943 года 240-ой полк был переброшен на Воронежское направление, где Иван принял свой первый бой на боевой машине  Ла-5.  Его истребитель пулеметной очередью прошил немецкий «Мессершмитт», а при заходе на посадку он еще попал и под зенитный обстрел своих же товарищей. Первое офицерское звание – младший лейтенант Кожедуб получил в 1943 году, летом,  а чуть позднее его назначили заместителем командира эскадрильи. В середине лета этого же года наш герой сбил свой первый самолет. Им оказался немецкий Юнкерс Ю-87. Начиная с 1944 года, Иван Никитович Кожедуб летает на истребители Ла-2ФН, бортовой номер которого – 14. Трижды  герой Советского союза Иван Кожедуб первую свою звезду получил за 20 сбитых немецких самолетов и более 150-ти боевых вылетов в 1944 году. Вторая мировая для него закончилась в берлинском небе,  где он сбил два вражеских FW-190.

Воинские звания

  • Февраль 1941 года   сержант
  • Февраль 1942 года   Старший сержант
  • Май 1943 года   Младший лейтенант
  • Август 1943 года   Лейтенант
  • Ноябрь 1943 года   Старший лейтенант
  • Апрель 1944 года   Капитан
  • Ноябрь 1944 года   Майор
  • Январь 1949 года   Подполковник
  • Январь 1951 года   Полковник
  • Август 1953 года   Генерал-майор авиации
  • Апрель 1962 года   Генерал-лейтенант авиации
  • Апрель 1970 года   Генерал-полковник авиации
  • Май 1985 года   Маршал авиации
Иван Никитович Кожедуб Маршал авиации

Иван Никитович Кожедуб Маршал авиации

Награды

  1. Трижды герой Советского союза
  2. Кавалер двух орденов Ленина
  3. Кавалер семи орденов Красного знамени
  4. Кавалер ордена Александра Невского
  5. Кавалер ордена отечественной войны 1 степени
  6. Кавалер двух орденов красной звезды
  7. Кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 1 степени
  8. Кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 2 степени

иностранные

  1. Кавалер ордена красного знамени   страна (Монголия)
  2. Кавалер ордена заслуг перед отечеством   страна (ГДР)
  3. Кавалер ордена возрождения Польши   страна (Польша)
  4. Кавалер ордена государственного флага   страна (КНДР)
  5. Почетный гражданин городов:   Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы, Звенигород и многих других

После окончания войны маршал  Кожедуб Иван Никитович  еще долго продолжал службу в рядах ВВС, где занимал руководящие должности. Скончался маршал авиации 8 августа 1991 года и похоронен на Новодевичьим кладбище в Москве.

 

 

 

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *