Линия Мажино

узкоколейная железная дорога соеденяющая дзоты под землёй

узкоколейная железная дорога соеденяющая дзоты под землёй

миниказарма

миниказарма

 

 

Линия Мажино – это самая мощная линия фортификационных сооружений из всех известных. По сравнению с другими укрепрайонами такими, как «Линия Сталина», «линия Маннергейма», «линия Молотова», французские оборонительные сооружения являются чудом творения 20-го века. Состояла она из 39 ДОС (долговременное оборонительное сооружение), около 500 казематов, оборудованных под  артиллерию, 70 бункеров, большого количество дзотов и наблюдательных пунктов. Протяженность всех сооружений составляла более 380 км.

История создания

 

Строительство линии началось задолго до начала второй мировой войны, а именно, в 1928 году. Всю ответственность за возведение непреступной линии обороны взял на себя военный министр Франции того времени Андрэ Мажино. В дальнейшем в честь его имени и была названа эта система сооружений. В военных терминах существует два вида обороны  — это пассивная (включает в себя удерживание одной линии) и активная (когда отдельные участки территорий могут быть отданы на некоторое время противнику для последующего контрнаступления).

Французские военные тактики под влиянием политиков выбрали первый вариант обороны, в связи с тем, что в восточных и северо-восточных районах Франции находились провинции, в недрах которых было более всего рудных ископаемых. В этих местах производство и изготовление стали, цинка и меди составляло более половины всего оборота страны.

Находясь в непосредственной близости от границ с враждебной Германией, данные предприятия страны были стратегически важны для правительства Франции. Именно поэтому было принято решение для постройки непреступной линии обороны вдоль всей границы с Германией. Французские генералы предполагали, что войска вермахта, как и в первый раз в 1914 году, попытаются нанести удар через соседнюю Бельгию и французы навяжут им бой на севере  равнинной местности на территории Бельгии. Предполагалось, что остальные французские силы, выйдут  из-за линии Мажино и отрежут  пути отступления немецким войскам,  тем самым взяв вермахт в кольцо на чужой территории. Завязав войну на севере, по прогнозам политиков германские войска не смогут захватить богатейшие провинции Франции.

В начале прошлого столетия Франция считалась крупной богатой страной, но все же строительство линии Мажино сильно ударило по карманам налогоплательщиков. Западная пресса писала тогда, что затраты на строительство обошлись казне в 3 млрд. франков, а если в долларах то 1 млрд. Личный состав всех укрепрайонов насчитывал более 300 тысяч военнослужащих.

бронеколпак дзота с вертикальной регулировкой

бронеколпак дзота с вертикальной регулировкой

колпак дзота в закрытом состоянии

колпак дзота в закрытом состоянии

 

 

Устройство крепостных сооружений

 

Комплекс сооружений состоял из многоуровневых туннелей глубиной до 50-ти метров. Под землей проходила узкоколейная железная дорога для доставки по всей территории линии Мажино личного состава, боеприпасов, и других нужд. Так же под землей находились склады с оружием, боеприпасами, продовольствием, дизельные электростанции, госпитали, казармы, телефонные узлы связи и многое другое, что могло работать в полной автономии. На таком углублении данные сооружения были недосягаемы даже для самых больших бомб. Современные эксперты говорят, что уничтожить подземные казематы в то время и тем оружием было не возможно. На поверхности располагались лишь колпаки башен-турелей из литой высокопрочной стали с узкими прорезями для стрельбы. Для отражения атаки часть башни выдвигалась чуть выше земли,  отстреливала серию снарядов, затем опускалась под землю, оставляя на поверхности только куполообразный литой колпак.  Перед самой линией находилась территория подступа, которая была полностью покрыта рядами колючей проволоки, противотанковыми ежами и минными полями.  Плотность обороны была такой, что на один километр линии приходилось 7-8 различных блиндажей и дзотов.

дизельная электростанция под землёй

дизельная электростанция под землёй

система воздушных фильтров

система воздушных фильтров

 

 

 

Падение непреступной крепости

Многие современные историки говорят о том, что линия Мажино не оправдала своих надежд, но, увы, это не так. В какой- то степени она могла держать оборону. Но французские военачальники просчитались с тактикой вермахта, и линия Мажино не смогла  выдержать натиска быстрых бронетанковых соединений на севере Франции и Бельгии. Мобильные войска фашисткой Германии быстро прорвались в тыл непреступных крепостей Франции, где  небольшими штурмовыми группами, состоящими из специально обученных десантных войск, были уничтожены по очереди большая часть казематов. Роковую участь сыграло то, что большинство дзотов и башен были рассчитаны для ведения огня только в одном направлении и с тыльной части были абсолютно беззащитны.

 

первая часть видео о линии Мажино

 

 

Вторая часть видео о линии Мажино

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

One thought on “Линия Мажино

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *